Из актуального
Ну вот, ей Богу, мало кто из самых дотошных краеведов сможет вам указать, где в Керчи находился до революции, так называемый, «Зимний» театр, где отблистала целый сезон юная Раневская, и где впервые приобщился к сцене будущий театральный критик и первый в России переводчик О’ Генри Ашкенази (Азов)… А знаете, «где горло дерёт шершавая и пряная табачная пыль…» или, вернее, драла в позапрошлом веке самому Паустовскому? Подсказываем, — там теперь целый судоремонтный завод разместился в цехах бывшей табачной фабрики «Месаксуди». А сколько русских литераторов ушли с пристаней «морвокзала» в безвестность эмиграции в последний день Гражданской войны? Не знаете?
А вот они теперь знают.
И более того, самозабвенно делают «селфи» не на фоне ресторанного застолья, а на фоне развалин ресторана конца 70-х годов, что на вершине старинной Митридатской лестницы стоял как раз на месте «Музея древностей», сделанного в виде античного храма Тезея, — почему вдруг такой неожиданный для подростков выбор? А об этом «храме» ещё В.Г. Короленко писал – вот почему. А это вам не «круто потусили» — Like!, а историческая достопримечательность отечественной литературы.
Откуда вдруг такой похвальный пиетет у «не читающего» поколения?
А пронеслись от одного такого литературно-памятного места к другому шумной ватагой, дистанцию ногами отмерили с секундомером начеку, руками потрогали – «вот оно!», поспорили до хрипоты: «оно» или «не оно», — прониклись.
От тридцати трёх минут до трёх часов носились улицами и переулками древнего города: «Грифоны», «Вороны», «Эрудиты» и прочие «надежды России» — команды старшеклассников из десяти школ города. Искали, открывали для себя новое в привычном облике, — «Эврика!» (тоже название команды). И оказалось, что у города провинциального и в отношении Великой Литературы есть своя насыщенная литературно-краеведческая карта, что можно прочертить на ней аж десять маршрутов от Терапиано до Войновича, и ни разу не пересечься. Даже если пересекались топографически – у подножия горы Митридат, то по разному поводу, с разными фамилиями авторов в «маршрутном листе» – кто о нашей горе не писал?
Называлось это с виду нехитрое дело тоже бесхитростно – квест. Скажете, — мало ли сейчас квестов проводится? Немало. Всё зависит от того, за чем бегают. А еще больше — зачем? О «приобщении», «укреплении» и «воспитании»… — повторяться не будем. Этот псалтирь и у самой детворы от зубов отскакивает, хоть среди ночи разбуди криком: «Год Литературы!» — отчитают как с амвона. И как псалтирь – всё будет верно и полезно к душеспасению. Однако, как говорит тот же источник: «вера без дел — мертва». Проще сказать, иное дело – дело!
И в этом смысле, куда дороже оказалось, что литературно-краеведческий квест – это отнюдь и не только «ногам забота», особенно от дурной головы. Но и, наоборот – ради прыти ног — голове просвещение. Тут не то, что первым не прибежать, — с места не сдвинуться, не озаботившись прежде знакомством не только с фактами биографии того или иного автора, из числа тех, кто «жил да был» в Керчи, но и с творчеством – о чём писал «живучи да будучи».
И в этом смысле куда больше поразило организаторов, что за редким исключением, команды не воспользовались подсказками, которыми в ущерб итоговой сумме баллов, но были снабжены все шифрованные задания – указания на автора и место его пребывания в городе или, того хуже, — места или события, о котором он писал. А мы-то головы ломали, как от трагических строк Ильи Сельвинского, посвящённых нашему городу и заставивших в Нюрнберге бледнеть самого Геббельса, выйти к месту, где бережно хранится память о каждой жертве еврейского народа? Как выйти на безвестного отставного поручика Поля Дюброкса, соблазнившего юного безвестного Пушкина осмотреть место, «где закололся Митридат». Пушкина-то теперь все знают, а основателя керченского археологического музея тоже все, но только археологи. Но «простые», – как принято говорить – керченские школьники и невзрачный домик Дюброкса нашли, и величественное здание синагоги с домом культуры не перепутали. Значит, не зря! Не напрасно раздавались ссылки на нужную литературу, — читали! И не только учителя русской словесности, взявшиеся за организацию команд, — сами ребята. Это к поднадоевшему вопросу: «читают нынешние подростки – или не читают?» Читают. Меньше, чем когда выбора не было – виртуальность книги или виртуальность «3 D», но читают. Если не заставлять, стращать и запрещать, а мотивировать. И да. Даже так. С секундомером как на уроке физкультуры.
А что, все мотивации хороши — азарт состязательности, беспощадно-требовательная «честь школы», коллективная ответственность, в конце концов: «сам погибай, и товарищу помогай». А в итоге, — нет, даже не глянцевые пёстрые бланки дипломов и грамот, — кто их вспомнит? Другое дело, — усталость, с которой в память нового поколения новых «надежд России» врежутся названия улиц и надписи с памятных табличек – это ещё и детям, и внукам передастся. Даст бог – тоже побегут, ища на городских стенах таблички с именами дедушек-бабушек, оправдавших юные «надежды России». Сегодняшней.
И в заключение торжественной частью – спасибо!
Спасибо, ниспадающее в глубокий поклон!
Прежде всего, самим керченским школьникам, не пожалевшим своего времени – не только солнечного каникулярного денька, но и времени, найденного в плотном графике учёбы на изучение материалов сверху её. Особенно командам Первой гимназии и 23-ей школы, разделившим первое место. Спасибо всем неравнодушным учителям. Местному «Российскому союзу молодёжи» в лице Алексея Деревенец – союз, продолжая славную традицию комсомола в смысле: «Если не я, то кто же?», — предоставил нам дюжину сообразительных ребят с комиссарской прытью побежавших вместе с командами в роли кураторов. Спасибо методическому кабинету гороно и лично Виктории Манько, — без её рекомендательно-указующего перста частная инициатива не приняла бы таких воистину общегородских масштабов. Спасибо Союзу писателей Республики Крым, освятившему литературное событие дипломами и грамотами «за похвальные познания в литературном краеведении…» Газете «Московский Комсомолец в Крыму» осветившему его в прессе. Краеведческому журналу «Полуостров сокровищ» (Л. Грант), придавшему мероприятию некоего журнального глянца, особенно в процессе раздачи призов. Ну, и спасибо тем, кто «достал» всех этих хороших, но занятых людей (включая детей) своей очередной, чуток сумасшедшей идеей, — неугомонной Керченской литературной студии «Депо Пегаса».